Постановка целей по SMART — пошаговая инструкция с примерами


Определение целей имеет решающее значение для достижения желаемых результатов в бизнесе и личной жизни. Чем бы вы не занимались, технология постановки целей по SMART поможет вывести ваши достижения на новый уровень. 
Что такое SMART?
Слово «SMART» переводится как «умный, смышлёный, сообразительный», что отражает суть технологии правильной постановки целей.

SMART является набором критериев, по которым пишется формулировка цели. Аббревиатура SMART сформирована от 5 английских слов:

SSpecific — конкретный. 
MMeasurable — измеримый.
AAchievable  — достижимый.
R
Relevant — соотвествующий.
T Time bounded — ограниченный во времени. 

Как возникла необходимость правильного формулирования целей в бизнесе?
Методика SMART пришла из США. В 1954 году Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» описал управление компанией на основе поставленных целей. В 1965 его коллега Пол Майер впервые употребил термин «SMART», а в 1981 году Джордж Доран подробно описал технологию в статье: «Как правильно ставить умные цели».

Методика легла в основу популярной бизнес-концепции — Управление по целям (Goal management). Её смысл состоит в том, что развитие и успешность компании определяют верно поставленные, выстроенные в одну систему и своевременно реализованные цели. 

Метод Смарт был создан для бизнеса, но он также эффективен и для постановки целей в личной жизни. Поэтому технологию называют универсальной: она подходит для целеполагания в любой сфере.

Сильные стороны методики SMART– простота, структурированность, ориентированность на практику и результат.
Основы целеполагания
Реализация технологии SMART тесно связана с таким понятием, как целеполагание (читайте статью про целеполагание). 

Целеполагание — это процесс определения целей в жизни, бизнесе, творчестве и любой другой деятельности. Протекает осознанно или стихийно, бессистемно.

При осознанном целеполагании постановка целей осуществляется поэтапно и основывается на жизненной/деловой миссии, анализе потребностей и ресурсов.

При стихийном подходе цели рождаются спонтанно, без участия самого субъекта, под напором внешних обстоятельств. Например, человек хочет поступить в экономический ВУЗ, потому что настояли родители. Компания начинает выпуск продукции, потому что появилось дешёвое сырьё. Такая схема не приводит к высоким результатам, поскольку цели выбираются хаотично, а в их основе лежат не реальные потребности, а случайные обстоятельства.

Осознанное целеполагание базируется на системе истинных потребностей и ценностей. Оно предполагает:
  • Осознание собственных потребностей – того, в чём человек нуждается больше всего: в любви, внимании, развитии, образовании, власти, и т.д.

  • Определение ценностей, миссии компании или человека, которые раскрывают смысл существования.

  • Выбор приоритетов – основных и второстепенных целей.

  • Построение дерева целей – системы целей, распределенных во времени или по структурным подразделениям (в случае компании).

В бизнесе целеполагание – это первый этап управленческого цикла. С него начинается планирование и от него зависит мотивация команды.

Самое важное в целеполагании – осознанно выбрать цели и правильно их сформулировать.
Правила постановки целей и задач
В целеполагании существует более 10 авторских методик, предлагающих выбирать цели
тем или иным образом. При этом существуют универсальные правила постановки целей и
задач, которых следует придерживаться вне зависимости от выбранного подхода:
  • Точно формулируйте цели и задачи: чётко определяйте сроки и подробно описывайте конечный результат, который хотите получить.

  • Не допускайте дублирования и повторения, особенно при формировании дерева целей: цели должны быть взаимосвязаны, а не одинаковы.

  • Выбирайте приоритетные цели. Их количество ограничено и оптимально не более 3-х формулировок.

  • Фиксируйте цели: записывайте на бумаге, печатайте в электронном виде, заносите в планинги. Формат фиксации не так важен, главное – цель должна быть задокументирована.

  • Устанавливайте конкретные сроки реализации конечной цели и промежуточных задач в формате число-месяц-год.

 

Как ставить цели по SMART: пошаговая инструкция с примерами
Технология SMART универсальна и действенна. Этим объясняется её популярность. При этом требует соблюдения некоторых важных условий, зафиксированных в самой аббревиатуре. Поэтому SMART иногда называют «фильтром», который превращает мечту или желание в цель.

Технология разделена на пять этапов. На каждом из них вы проводите экспертизу выбранной цели по одному из пяти критериев. Критерии выбраны неслучайно – это маркеры, которые измеряют реальность вашей цели.

Важный момент! Каждую цель мы достигаем дважды: сначала создаем мысленный образ цели в голове, потом реализуем её физическое воплощение. По сути, технология SMART направлена на формулирование цели таким образом, чтобы можно было сказать, что «в голове» она уже достигнута.

Вот как это работает
Шаг 1: Критерий «Specific» – конкретный. Каждая цель должна иметь предельно конкретную формулировку, исключающую вариативность в её понимании.

Сравните две формулировки: 1) хочу свой дом и 2) хочу купить кирпичный коттедж в экологически чистом районе. В первом случае это просто мечта, во втором - появляются некоторые дополнительные слова, которые определяют область формулирования цели. Этот шаг делает Ваше желание более достижимым.

Таким образом, критерий конкретности позволяет на этом шаге перейти от абстрактной Мечты/ Желания к той области, в которой будет сформулирована цель. Чем конкретнее и точнее вы опишете область цели, тем проще будет работать с другими критериями этой технологии.

Дальше на 2-х примерах мы рассмотрим процесс превращения Мечты в Цель. Один из примеров будет касаться области бизнеса, другой пример – области личных целей.

Неконкретная формулировка Конкретная формулировка
  • Хочу стать известным человеком
  • Хочу, чтобы мой бизнес приносил деньги
  • Быть известным трэвел-блогером
  • Обеспечить устойчивый рост объема продаж


Шаг 2: Критерий «Measurable» – измеримый. Измеримость означает, что у каждой цели должна иметься своя мера, по которой вы сможете определить её промежуточный и конечный результат. Желательно, чтобы мера была числовой. Она может выражаться в деньгах, килограммах, километрах, частоте, чистой прибыли, количестве просмотров и в других параметрах. Также в качестве измеримости некоторых результатов можно выбирать победу в конкурсах, получение профильных наград.

Получается, что «Измеримость» — это такое свойство формулировки, которое позволит вам при подведении итогов точно ответить на вопрос: «Достигнута ли желаемая Цель?» — Да, достигнута/Нет, не достигнута.

Неизмеримая формулировкаИзмеримая формулировка
  • Быть известным трэвел-блогером
  • Обеспечить устойчивый рост объема продаж
  • Иметь не менее 100 000 подписчиков в своем блоге о путешествиях
  • Доля продаж новых продуктов* в годовом объеме продаж составляет не менее 50 процентов
* Новый продукт – это продукт, который продается не более 3-х лет. После этого срока он становится постоянным продуктом. 


Шаг 3: Критерий Achievable – достижимый. Достижимость предполагает проведение полной ревизии финансовых и материальных ресурсов, возможных сроков и наличия соответствующих компетенций.

Если результат априори невозможен по каким-то объективным причинам, значит цель недостижима. Поэтому перед постановкой цели обязательно проанализируйте ресурсы, а также внешние и внутренние условия, которые могут повлиять на достижение цели. Например, если вы никогда не занимались спортом, то цель «победа на олимпийских играх» окажется недостижимой.

Важный момент! Недостижимые цели демотивируют.
 
С другой стороны формулировка цели не должна быть легко достижимой или гарантированно достижимой. Другими словами, необходимо найти баланс между гарантированной достижимостью и некоторой долей амбициозности, чтобы создать внутри значимый мотив для достижения этой цели.

Практически, на этом шаге вы снова анализируете показатель измеримости. При этом нужно помнить, что достигнуть эту Цель вы планируете через какой-то период времени. Одна из основных ошибок, которая возникает на этом шаге – это оценка вероятности достижения цели сразу в момент её формулирования. Даже без попытки подумать о шагах, необходимых для её достижения.

Недостижимая формулировкаДостижимая формулировка
  • Иметь не менее 100 000 подписчиков
  • Доля продаж новых продуктов в годовом объеме продаж составляет не менее 50 процентов
  • Иметь не менее 8 000 подписчиков в своем блоге
  • Доля продаж новых продуктов в годовом объеме продаж составляет не менее 15 процентов

* В данном примере мы уточнили наши формулировки, путем уменьшения числовых значений.

Шаг 4: Критерий Relevant – актуальный, значимый. Трактуется двояко. Цель должна иметь реальную ценность для человека или компании и соответствовать ситуации на данный момент времени и в ближайшем будущем.

Важно, чтобы цель была адекватна жизненной ситуации компании или конкретного человека, в противном случае она не будет реализована в полной мере. Пример – руководитель хочет повысить мотивацию персонала и внедряет новую премиальную систему, основанную на личном лидерстве, хотя главная ценность компании – это командная работа и товарищеский дух.

На данном шаге мы проверяем, насколько выбранные цели соответствуют текущей ситуации. Другими словами, насколько они актуальны для компании или человека. Например: 

Человек, которой хочет стать известнымВ случае компании
  • Любит путешествовать
  • Имеет достаточное количество времени для путешествий
  • Умеет хорошо фотографировать
  • Есть блог с небольшим количеством подписчиков
  • Высококонкурентная среда
  • Текущий рост объема продаж достигается только за счет скидок
  • Команда продавцов, способная быстро научиться продавать новые продукты

* В обоих случаях Цели являются актуальными и формулировки остаются без изменений. В случае, если Цель абсолютно не соответствует текущей ситуации, то на данном этапе в неё вносятся изменения.

Time bounded — ограниченный во времени. Это самый очевидный критерий: цель должна иметь конкретный срок достижения. Вне зависимости от того, к какой категории она относится – к долгосрочным, среднесрочным, или краткосрочным целям. Эксперты говорят, что без срока нет и цели. Например:

Без ограничения по времениС ограничением по времени
  • Иметь не менее 8 000 подписчиков в своем блоге
  • Доля продаж новых продуктов в годовом объеме продаж составляет не менее 10 процентов
  • Иметь не менее 8 000 подписчиков в своем блоге на 01.06. 2020
  • Доля продаж новых продуктов в годовом объеме продаж составляет не менее 10 процентов на 31.12.2019



Несколько важных моментов в завершение статьи:
  • В первую очередь, технология SMART помогает правильно ставить цели. Выбор целей связан с вашими устремлениями, мечтами и ожиданиями. Поэтому эта методика хорошо работает при наличии осознанного отношения к выбору СВОИХ целей.

  • Мы разобрали как ставить цели пошагово, чтобы показать суть каждого критерия. В реальной ситуации вы можете сразу создавать формулировки, соответствующие нескольким критериям. И уже потом ещё раз проверить формулировку Цели.

  • Тщательность при формулировании целей необходима для оценки нужных ресурсов, определения последовательности задач и простоты в подведении итогов. Этот момент особенно актуален, если над достижением Цели совместно работают несколько человек.

  • Если во время формулирования командных целей вы нарушите один или несколько критериев, то в процессе её достижения вы можете столкнуться с ситуацией, похожей на басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

P. S. Желаем вам успехов в процессе выбора и формулирования ваших целей! 
Дать свои комментарии и задать вопросы можно на наших страницах Facebook и Вконтакте, или прямо тут →