В октябре 1911 году две команды исследователей отправились в сердце Антарктиды с одинаковой целью — «Стать первыми людьми, которые достигнут Южного полюса». Одну команду возглавлял Руаль Амундсен, другую Роберт Фалькон Скотт.
Команды отправились в путешествие с разницей в несколько дней. Но Амундсен достиг Южного полюса первым, а Скотт со своей командой прибыл на полюс 34 дня спустя. Амундсен и вся его команда вернулись обратно точно в тот день, в который они и планировали вернуться. Роберт Скотт со своими товарищами погибли на обратном пути, не дойдя до лагеря с припасами 17 километров.
Результаты двух экспедиций оказались разными не потому, что они столкнулись с кардинально разными внешними обстоятельствами. В первые 30 дней они имели одинаковое количество дней с плохой и хорошей погодой. Поэтому, внешние обстоятельства не могут быть единственной причиной успеха или неудачи. Команды достигли разных результатов потому, что вели себя по разному.
В этой статье мы рассмотрим наиболее критические различия в поведении лидеров каждой команды: Руаля Амундсена и Роберта Скотта.
Руаль Амундсен
Руаль Амундсен родился в Норвегии в 1872 году в семье моряка. Он с детства привык к жизни в суровых условиях. Его примерами для подражания были полярные исследователи, которых по популярности можно назвать космонавтами того времени. Амундсен готовил себя к экспедиции задолго до её начала. Он ходил в многодневные лыжные походы, был матросом на китобойном судне, учился управлять собачьей упряжкой. Амундсен побывал у эскимосов, чтобы перенять их опыт выживания в полярных условиях: методы борьбы с морозом, ветром, снегом и льдом. Он приучил себя к полярному образу жизни и был готов к экстремальным ситуациям, которые могли произойти в пути. | Руаль Амундсен |
Роберт Фалькон Скотт
Роберт Фалькон Скотт был офицером британского военно-морского флота. Когда объявили о будущей Арктической экспедиции, он сразу увидел в ней отличную возможность продвинуться по службе. Первая Арктическая экспедиция, которую возглавил Скотт — была провальной. Но он не извлек из неё никаких уроков. Он не читал книг про полярные исследования, не учился ходить на лыжах и управлять собачьей упряжкой. Скотт пренебрёг тщательным планированием и подготовкой к своей экспедиции. В глубине души он верил в то, что только здравый смысл и импровизация помогут ему, когда дойдет до дела. | Роберт Скотт |
Профессиональные полярники против любителей
Команда норвежцев состояла из 9 человек. Амундсен методично подбирал спутников для своих целей, как мастер подбирает нужные инструменты. Прежде всего это были физически крепкие мужчины, обладавшие набором навыков, необходимых для выживания в полярных условиях.
Все участники хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собачьими упряжками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять самых сильных из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Команда Амундсена
Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени своей численностью — 65 человек, включая команду корабля «Терра Нова», а также 12 ученых и кинооператоров.
В поход к полюсу отправились пятеро: Скотт взял с собой кавалериста, начальника научной программы, моряка и своего помощника.
Команда Скотта
Мех северных оленей против британской шерсти
Амундсен использовал проверенную эскимосскую одежду из меха северного оленя. Все члены его команды были одеты в просторные анораки. Такая одежда обеспечивала свободную циркуляцию воздуха, что, в свою очередь, снижало потоотделение.
Потоотделение на холоде — опасный враг, поскольку пот увеличивает расход тепла и из-за него промерзает защитный слой одежды, тем самым разрушая её изолирующие свойства.
Напротив, культ науки и прогресса не позволял Скотту использовать опыт «аборигенов». Они громко говорили о том, что одежда из меха — это ерунда. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и брезентового полотна.
Отличия в экипировке давали Амундсену преимущество в сильные морозы и бураны. Когда из-за плохой погоды команда Скотта оставалась в палатках, команда Амундсена проходила запланированное расстояние.
Отличия в одежде
Собаки против мото-саней, пони и людей
Тактика передвижения Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Его четверо саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы убивали собак, скармливали их другим и ели сами.
То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.
Амундсен использовал для передвижения проверенных собак
Сложный план передвижения Скотта предусматривал использование мото-саней, монгольских пони и подстраховку упряжками сибирских лаек. Финальный рывок планировалось сделать на своих ногах.
Моторные сани, которые не были испытаны в полярных условиях, быстро сломались. Пони, в отличие от собак, потели всем телом, поэтому на холоде их бока быстро покрывались инеем. Очень скоро все пони умерли от холода, голода и усталости.
Скот не умел управлять собачьей упряжкой, поэтому не рассматривал собак как надежный способ передвижения. Он отправил всех собак обратно в базовый лагерь. На многие сотни километров британцы сами впряглись в упряжь.
Большую часть пути Скотт и его команд тянула сани вручную
Холодный расчет против веры в удачу
Отправляясь к полюсу, Амундсен взял для пяти человек три тонны припасов. Он заранее рассчитал, что нерационально везти весь груз к полюсу и обратно. Поэтому ещё до начала экспедиции он заготовил вдоль своего маршрута промежуточные склады с припасами.
Места складов и подступы к ним он отметил 20 черными вымпелами, хорошо заметными на белом снегу. На обратном пути он был уверен, что найдет каждый свой склад, даже если попадет в непогоду и собьется с маршрута.
Зарисовки участника экспедиции Амундсена
Скотт посчитал, что одной тонны припасов будет достаточно. Он сделал один большой склад и отметил его флагом, но не оставлял никаких меток по пути следования. Вот почему, малейшее отклонение от маршрута грозило обернуться катастрофой на обратном пути.
Закладка склада «одной тонны»
Дорога на Южный полюс и обратно
Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. На всем пути Амундсен соблюдал размеренный темп и проходил по 20-30 км в день. В ясную погоду Амундсен проходил дневную норму за 5-6 часов и останавливался, чтобы дать своей команде как следует отдохнуть. В то же время, чтобы не отставать от графика, Амундсен продолжал движение даже в плохую погоду. Средняя скорость движения группы Скотта была в 2 раза ниже. В хорошую погоду они проходили 20 км за 10-12 часов, при этом Скотт насмерть загонял своих людей. В плохую погоду Скотт сидел в палатке и жаловался на обстоятельства. Он писал: «Не видно соседней палатки… Сомневаюсь, что какая-то партия смогла бы идти в такую погоду, и уж точно никто не смог бы идти против этого ветра». Но когда Амундсен попал в худшие условия: было холоднее на 15°, он находился выше над уровнем моря и шел по незнакомой местности, то записал в своём дневнике: «День был отвратительный – штормовой ветер, метель и обморожения, но мы еще на 20 км ближе к нашей цели». | Маршруты двух экспедиций |
14 декабря 1911 года норвежцы достигли Южного полюса. Они поставили палатку и написали послание королю Норвегии и Скотту с просьбой доставить послание по назначению. Амундсен подстраховался на случай, если что-то случится на обратном пути и он лично не сможет сообщить о своем успехе.
На обратной дороге сани Амундсена стали легче и быстрее — команда вернулась назад за 43 дня.
Норвежская команда на Южном полюсе
Через месяц британцы находят палатку Амундсена на полюсе. Они прошли примерно 1 500 километров за 79 дней. В своём дневнике Скотт записал:
«Это был ужасный день – помимо разочарования дул жесточайший ветер от 4 до 5 баллов и температура минус 22 °C. Спутники мои трудились с обмороженными ногами и руками… Боже правый! Это отвратительное место и особенно ужасное для нас – тех, кому пришлось пробиваться сюда, чтобы проиграть».
Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью. Скотт и два его последних выживших товарища умирают в палатке от истощения, не дойдя до склада «одной тонны» 17 километров.
Чему может научить гонка на Южный полюс о том, как достигать целей?
Несмотря на общую цель, две команды достигли кардинально разных результатов. Амундсен с успехом достиг своей цели. Скотт пришел к полюсу вторым и погиб со своими товарищами на обратном пути. Во многом, результаты экспедиций определил их подход к планированию и подготовке.
Амундсен не мог предвидеть, что ждет его впереди. Он не знал ландшафта, какой высоты горы ему придется преодолевать, с какими препятствиями он столкнется. Амундсен тщательно планировал экспедицию так, чтобы свести к минимуму воздействие стихии и случайностей. Он добивался успеха благодаря расчёту и умению, а не слепой удаче. Амундсен писал:
«Победа ожидает того, у кого все в порядке, — и это называют удачей! Поражение безусловно постигает того, кто не принял вовремя необходимые меры предосторожности, — и это называют неудачей!»
Напротив, Скотт к чрезвычайным ситуациям не готовился — он надеялся только на удачу. В своем дневнике он постоянно жаловался на подстерегавшие его несчастья:
«Нам чудовищно не везет с погодой… Слишком много бед выпало на нашу долю… Сколь многое зависит от удачи!»
При достижении своих целей у Вас есть выбор из двух вариантов. Первый: Вы можете надеяться на удачу и действовать по ситуации. Но тогда Вам придется действовать в полном хаосе и Ваши результаты будут непредсказуемыми.
Второй: Вы тщательно планируете подготовку к достижению цели — подбираете людей, оцениваете необходимые ресурсы, изучаете возможную обстановку и т. д. В этом случае вероятность получения желаемого Результата существенно возрастает.
Используемая литература: