(Часть 2) Откуда берется талант?



В первой части мы разобрались, что талантливого человека формирует не генетика или «судьба», а условия, в которых человек развивается. Дальше будем разбираться, какие условия формируют способности.

Информация

Почему до ХХ века было так мало известных талантливых людей, и личности были такими яркими? Отчасти это можно объяснить тем, что доступ к информации был открыт не для всех — книги и образование могли себе позволить не все слои общества. Но со временем информация становилась доступнее и всё больше людей получали и применяли знания.

Генетик В. Эфроимсон высказывал идею, что общее число гениев за всё время существования нашей цивилизации не превысит 400-500 человек.

Но только за последнее столетие более 700 человек получили Нобелевскую премию в разных областях. Причём ещё больше ученых, совершивших значимые открытия, не получили премию — её попросту не хватает на всех, кто заслуживает.
 
Американские исследователи провели опыт, который показывает влияние информации:
 
Ученые разделили крыс на две группы. Первую поместили на несколько недель в обогащенную информацией среду — в большую клетку с набором разных игрушек: качелей, лестниц, «беличьих колес» и т.д. Вторая группа сидела в маленьких пустых клетках без развивающих игрушек.

Затем исследователи изучили мозг животных. Кора мозга крыс из богатой информационной среды оказалась значительно тяжелее и толще. Клетки и связи мозга были больше, а сигналы передавались быстрее чем у крыс, выращенных с нехваткой информации.

Мозг изменяется под воздействием информации. Чем больше информации, больше знаний о мире, тем больше ассоциаций, которые могут натолкнуть на идею или показать решение проблемы.

Если дикарь не знает что такое ружьё, он не увидит возможность улучшить охоту. Человек не увидит возможности электричества, если ничего не знает о нём. Чем больше у нас информации — тем больше возможностей.

Изобретения не появлялись по прихоти «гениального» человека— они продолжение дела других людей. Никто не может сказать «изобрету-ка я четырехтактный бензиновый двигатель», или «придумаю фотоаппарат», не изучив опыт предшественников.
 
В случае с двигателем и с фотоаппаратом понадобились наблюдения и эксперименты многих людей на протяжении столетий, чтобы прийти к этим изобретениям.
 



В древности люди замечали, что через маленькое отверстие
в стене проециру-
ются перевернутые объекты с улицы.
Это называется камера-обскура. Люди смекнули, что её удобно использовать для зарисовки проекций.
С распространением химии, камеру усовершенствовали. Теперь можно было получать отпечатки на чувствительных к свету пластинках.
Эволюция фотоаппарата, как и других изобретений — бесконечный процесс
 




Двигатель внешнего сгорания — паровая турбина описанная в I веке н. э. Героном Александрийским
В 1781 году Д. Уатт запатентовал вакуумную паровую машину, которая производила непрерывное вращение вала.
В 1872 году Брайтон решил использовать керосин, но тот плохо испарялся и он перешел к бензину.
 Серийный 8-циллиндровый V-образный двигатель Г. Форда 
 
Выдающихся людей отличает чрезвычайная любознательность. С детства они впитывали много информации на интересующие их темы.

Альберт Эйнштейн до того как сформулировал теорию относительности, работал в патентном бюро, и каждый день имел дело с изобретениями других ученых.
 
Томас Эдисон с 9 лет лет проделывал почти все эксперименты из книги «Натуральная и экспериментальная философия» Р. Паркера. В этой книге содержались научно-технические сведения того времени — от описания паровых машин до воздушных шаров, а также вся известная химия.
 
Майкл Фарадей, родом из бедной семьи, работал подмастерьем в книжном магазине. Книги были редким товаром, предметом роскоши для состоятельных людей. Эта работа была для мальчика подарком. Даже в библиотеках не было того, что можно было найти в магазине. Фарадей проглатывал каждую книгу, какая попадалась в руки. Именно тогда он заинтересовался электричеством.

То, что мы называем интеллектом зависит от информации, которую впитываем с рождения. Если племя застряло на уровне каменного века, это не значит, что их мозг примитивен и не способен к творчеству или логике. Всё дело в информации, которая не поступает из внешнего мира.

Нет смысла замерять уровень интеллекта в отрыве от среды, в которой живет человек. Дикарь с Амазонки вряд ли ответит на вопросы тестов IQ. Но в своей среде он отличный охотник, знающий джунгли и повадки зверей. Он владеет совсем другой информацией.

Лауреат Нобелевской премии Даниел Гайдузек привез в США большое количество детей первобытных племен, живших на островах Новой Гвинеи в обстановке каменного века.

В книге И. Харгиттаи «Откровенная наука: беседы с корифеями биохимии», Гайдузек вспоминает: «Я вывез сотню малышей из обстановки каменного века, и сейчас некоторые из них — послы своих стран, они вникают в тонкости политологии, политики, дипломатии, медицины, педагогики и даже высшей математики в течение первой трети жизни. У них нет никаких проблем с современной культурой».

Любое решение человек принимает на основе информации и опыта. Поэтому важно понимать, какую информацию вы потребляете ежедневно. На основе каких знаний вы будете принимать решения в жизни. Лента друзей в соцсети, телеканал РЕН-ТВ или опыт тех, на кого хочется равняться.

Однако нельзя изучать всё подряд. Важно определить рамки. Если у вас есть цель — изучайте всё что связано с ней. Если пока нет цели — накапливайте информацию о том, что вам интересно. Изучайте опыт тех, кто уже достиг чего-то в этой сфере, и в смежных областях, как это делали Эйнштейн, Фарадей, Эдисон и другие.

Количество повторений

В течение жизни мы «программируем» свой мозг. Всё, что мы умеем: ходить, говорить, читать, писать — всё это навыки, которым мы научились. Любой навык развивается из большого числа повторений какого-то действия.

Так создаются новые связи между клетками мозга — нейронами. Именно в связях, а не в клетках «хранится» наш опыт и умения. Чем больше связей и чем они прочнее, тем точнее мы пользуемся навыком.
 
Для примера возьмем управление автомобилем. В начале ученик вынужден прокручивает в голове незнакомые движения, и ему тяжело отвлекаться. Но со временем, мозг создает новые связи и «переносит» навык в зону, отвечающую за автоматизм и освобождает «место» для восприятия информации. Так после десятков часов практики, начинающий водитель уже может вести машину и одновременно болтать по телефону.
 
Намного сложнее чем двигательные навыки, развиваются интеллектуальные и творческие. Большое количество повторений в одном деле ведет к развитию прочных связей в мозге. На такие связи уходят годы.

Например, если долго биться над какой-то задачей, часто решение приходит совсем не тогда, когда его ожидаешь. Во время разговора на совершенно другую тему, при занятии посторонними вещами, или даже во сне люди часто отмечают некое «озарение»:

Дмитрию Менделееву приснилось как упорядочить химические элементы в систему. Этот рассказ породил много мифов. Сам Менделеев на вопрос репортёра о том, как родилась периодическая система, отвечал: «…Не пятак за строчку! Не так, как вы! Я над ней, может, двадцать пять лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку, и готово…!»

Отто Лёви впервые предположил, что нервные импульсы передаются с помощью химических медиаторов, но не мог это доказать. Спустя 17 лет Лёви, по его словам, проснулся ночью, «набросал несколько пометок на клочке бумаги <...> Это была схема эксперимента, призванного определить, верна ли гипотеза химической передачи импульса, высказанная мной 17 лет назад. Я тотчас встал с постели, направился в лабораторию и поставил простой эксперимент на сердце лягушки в соответствии с возникшей ночью схемой». Эксперимент подтвердил теорию.

Менделеев думал о периодической системе 25 лет, Лёви о своей теории 17 лет. Решение во сне — не мистика, а результат сосредоточенной многолетней работы в одном направлении.

«Вы не получите ребенка через месяц, если заставите забеременеть девять женщин — даже если вы очень талантливы, для некоторых результатов просто требуется время». Эту мысль высказал Уоррен Баффет, — американский экономист и инвестор.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» М. Гладуэлл описывает исследования:
 
Психолог А. Эриксон изучал студентов-скрипачей, и выяснил, что у самых способных студентов набиралось до 10 000 часов занятий.

Затем Эриксон сравнил пианистов и выявил ту же закономерность. Любители никогда не занимались более трех часов в неделю, и к двадцати годам у них было не больше 2000 часов практики в то время как профессионалы имели в багаже по 10 000 часов упражнений.

Невролог Д. Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников, — это число встречается с удивительной регулярностью».

Сами исследователи пишут, что Гладуэлл для простоты округлил цифру до 10 000 часов. Всё гораздо сложнее. Он не учитывал, что без сосредоточенности на результате, практика не будет иметь такого эффекта, и времени потребуется больше. Такая сосредоточенность — отличительная черта характера талантливых людей.
 
Эдисон проделал около 6 тысяч неудачных опытов в поисках материала для нити в лампе
 
Там, где много повторений, особенно в новом деле, — всегда много неудач. Неудачи и даже их ожидание — сильный стресс. Часто самые первые неудачи становятся непреодолимой преградой для многих.
 
Талантливых людей отличает отношение к неудачам:

Майкл Джордан: «Я промахнулся 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне был доверен решающий бросок, и я промахивался. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. Я могу принять поражение, но не могу принять отсутствие попыток».

Томас Эдисон в поисках подходящего материала для нити накаливания электрической лампы, перебрал около 6 тысяч неудачных материалов, прежде чем найти подходящий. Знаменитая фраза Эдисона: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».

Джеймс Дайсон — миллиардер, глава компании Dyson, вспоминает о работе над пылесосом: «К тому времени, когда я сделал свой 15-й прототип, родился мой третий ребенок. Когда дело дошло до 2627-ой конструкции, моя жена и я считали каждый пенс. Во время создания 3727 образца, моя жена уже давала уроки живописи для получения хотя бы каких-то дополнительных средств. Это были трудные времена, но каждая неудача вела меня все ближе к решению проблемы».

Как людям удается сохранить верность выбранному пути, чтобы делать попытки снова и снова — отдельный вопрос и тема отдельных статей.

 

Подведем итог второй части:

1. Чем больше информации, тем больше возможностей. Каждое решение человек принимает на основе информации и опыта. Задумайтесь, на основе какой информации вы хотите принимать решения в жизни.

2. Изучайте опыт других. Любое изобретение — совместный труд многих людей. Анализируйте больше биографий талантливых людей.

3. Интеллектуальные и творческие навыки формируются долго. Чтобы добиться мастерства, нужны тысячи часов сфокусированной практики. Только так можно развить прочные связи в мозге.
 
4. Неудачи обязательно будут — это неизбежно. Неудачи один из лучших источников информации.
Автор публикации
Иван Борисов
Дать свои комментарии и задать вопросы можно на наших страницах Facebook и Вконтакте.